Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные педагогические технологии в организации жизнедеятельности дошкольников





 

Дошкольное образование - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок, по сравнению с более поздними возрастными периодами (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, B.C. Мухина). Какие-либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно преодолимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.

При разработке вопросов умственного воспитания дошкольников российские ученые исходят из основных положений отечественной психологии, рассматривающей процесс психического развития человека как результат присвоения общественного опыта, воплощенного в продуктах физического и духовного труда. При этом умственное развитие ребенка выступает как усвоение наиболее простых форм этого опыта: овладение предметными действиями, элементарными знаниями и умениями как наиболее универсальными средствами закрепления и передачи общечеловеческого опыта.

Таким образом, психическое, в том числе и умственное развитие ребенка выступает как, конкретно-исторический и социальный процесс, все основные этапы которого обусловлены особенностями передачи общественного опыта. Это положение отечественной психологии задает направление исследования проблемы взаимодействия биологических и социальных факторов в процессе развития индивида.

Как известно из работ Л.С. Выготского, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования - комплексы, псевдопонятия и лишь затем формируются в процессе школьного обучения полноценные понятия. В работах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной приводятся данные, свидетельствующие о том, что в условиях организованного обучения сам ход формирования понятий имеет существенно иные закономерности, чем при стихийном обучении. Применяемая в работе П.Я. Гальперина методика поэтапного формирования умственных действий позволяет формировать полноценные понятия в старшем дошкольном возрасте, и объем их ограничен лишь наличием необходимых предварительных знаний и умений.

Наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом усвоения не каких-либо отдельных знаний и умений, а, во-первых, определенной системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области действительности, и, во-вторых, общих форм мыслительной деятельности, лежащих в основе этой системы знаний. В связи с этим остро стоит проблема разработки основных принципов отбора и систематизации дошкольных знаний.

Система дошкольных знаний, конечно, должна принципиально отличаться от системы школьных знаний, быть более элементарной. Так, П.Г. Саморукова отмечает, что систематизация знаний возможна на разной степени их глубины и обобщенности: и на эмпирическом уровне, когда основное содержание знаний представлено в форме представлений (образов ранее воспринятых предметов и явлений), и на более высоком теоретическом уровне, когда знания имеют форму понятий, а связи характеризуются как глубокие закономерности. Далее она указывает на большие возможности расширения и углубления системы в процессе обучения детей.

Психологические исследования показали, что в дошкольном возрасте у детей можно сформировать такие способы действия и такие знания, которые раньше считались доступными только для школьников. В частности, в результате исследований Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Н. И. Непомнящей, Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой установлено, что включение в содержание обучения специальных средств (эталонов формы, цвета, величины при сенсорном воспитании, мерки при определении количественных отношений, различных моделей и схем при обучении звуковому анализу слова, чтению и математике) при ознакомлении с окружающим миром способствует формированию более совершенной познавательной деятельности детей.

Результаты этих исследований положены в основу совершенствования программ и методик дошкольного воспитания подготовки детей к школе.

Вместе с тем, ведущие исследователи в области детской психологии (Г.С. Костюк, А. В. Запорожец) считают, что развитие ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если оно сообразуется с его возрастными психофизиологическими особенностями. Для того, чтобы разумно использовать психофизиологические возможности дошкольника, следует учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок оказывается особенно чувствительным к определенного рода воздействиям, в связи с чем на этой ступени создаются специфические благоприятные условия для формирования определенных психических качеств и способностей.

Так, в дошкольном возрасте интенсивно развиваются сложные формы восприятия, творческого воображения, наглядно-образного мышления, которые необходимы не только дошкольнику, но и школьнику в его учебной деятельности, а также взрослому человеку в различных видах физического и умственного труда

Задача дошкольного воспитания заключается, прежде всего, в том, чтобы максимально развивать эти «специфические дошкольные» и вместе с тем, перспективные психофизиологические качества, не навязывая ребенку преждевременно чуждых ему форм мышления.

Переступая порог школы, ребенок впервые оказывается в ситуации ученика как субъекта учения. В качестве первого и важнейшего условия достижения конечной цели развивающего обучения (обеспечить развитие ученика как субъекта учения) рассматривают кардинальное изменение его содержания, основу которого составляет система научных понятий, определяющая принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику. Но само по себе изменение содержания обучения не делает его развивающим. Недостаточно задать ученику систему понятий, нужно, чтобы она была усвоена им, стала реальным инструментом его учебной деятельности.

Суммируя все изложенное, определим развивающее обучение как целостную педагогическую систему, альтернативную традиционной системе школьного обучения. В такой обобщенной характеристике развивающего обучения содержатся достаточно четкие ориентиры для любого, кто пожелал бы определить свое отношение к нему.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что это целостная система обучения. Все основные характеристики развивающего обучения - его содержание, методы, виды учебной активности учащихся, особенности взаимодействия между участниками учебного процесса и характер взаимоотношений между ними, форма организации учебного процесса и развертывающиеся в нем коммуникации - взаимосвязаны и, в конечном счете, обусловлены целями развивающего обучения. Это значит, что развивающее обучение может быть осуществлено только как целостная система, во всей совокупности своих компонентов.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор форм, методов, способов, приемов и воспитательных средств воздействия.

Воспитание, осуществляемое по традиционным технологиям и в наработанных ранее формах, в современной социокультурной, социопедагогической ситуации зачастую оказывается неэфективным. В этой связи необходима разработка общей технологической модели формирования ситуации-стимул, лежащей в основе конструирований модели воспитания. На ее основе могут создаваться частные технологические конструкции, отражающие в себе общероссийские и региональные особенности, а также профессионально-ролевые.

Общая технология формировании ситуации-стимул может быть представлена такими блоками, как методологический, содержательный, личностно-психологический, управленческий.

Методологический блок, отражая представления о личности, об обществе, об основах их взаимодействия, содержит знание и понимание законов развития и саморазвития личности и воспитание личности, обусловливает целеполагание.

Содержательный блок предполагает актуализацию наиболее благоприятных условий развития личности, отбор конкретного материала (на уровне норм, ценностей, образцов, понятий, положений, принципов), на базе которого будут строиться развитие и воспитание личности.

Личностно-психологический блок обеспечивает комфортность личности в ее мыслях, устремлениях, действиях, личностно-значимую мотивированность благоприятного эмоционально-психологического климата, воспитательных и развивающих ситуаций.

Управленческий блок обеспечивает знание основ управленческой деятельности в сфере образования и воспитания и основных компонентов, умение ими оперировать, учитывая специфику конкретных условий, эффективное владение процессами диагностирования, прогнозирования, реализации и анализа основных социально-педагогических явлений внутри ситуации-стимула.

В основу создания технологической модели формирования ситуации-стимул в Ставропольском регионе могут быть положены следующие региональные принципы:

– принцип терпимости к вероисповеданию личности, к социокультурной среде ее развития;

– принцип интернационализма как основа конструирования отношений, общения в социально-педагогическом комплексе;

– принцип ценности культур народов Северного Кавказа и значимости народной педагогики как мировоззренческой, инструментальной основы житейских и профессиональных процессов социализации и воспитаний личности;

– принцип учета специфики широких социальных движений в регионе (казачество, национальные общины и общества) и использование их возможностей, традиций, обычаев в социализации и воспитании самобытности личности.

Демократические изменения вызвали необходимость развития подлинно гуманистического воспитания ребенка, позволяющего приобщить его к истории мира, сделать полноценным гражданином планеты Земля. Поскольку развивающееся демократическое общество ставит своей целью создание условий для свободного развития и процветания граждан, обеспечивающих целенаправленной деятельностью развитие России, то основные цели образования детей в дошкольном учреждении и в школе связаны со всемерным развитием личности ребенка, формированием их умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности.

Возникает новая педагогическая среда, новая образовательная реальность. Гуманистически ориентированное дошкольное образование представляет процесс, максимально приближенный к реальной жизни ребенка, в который он включается естественным путем и который воспринимаете им в нашей стране. Регионам дано право, при сохранении федерального образовательного пространства, искать пути для развития собственной сферы образования.

Проблемой организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста занимались многие исследователи: академик РАО А.А. Леонтьев и его научный коллектив (Образовательная программа «Школа - 2100»), Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Н.П. Холина (Программа дошкольной подготовки по математике детей 3-6 лет), А.В. Горячев, Н.В. Ключ (Программа подготовки дошкольников по информатике), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бу-неева, Т.Р. Кислова (Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте), А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова (Программа для дошкольников «Окружающий мир»), О.А. Куревина (Программа подготовки дошкольников по курсу «Синтез искусств»), Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.Н. Гризик (Программа «Радуга»), Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.Ф. Астаськова, Н.Б. Венгер, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко (Программа «Развитие»), СЛ. Новоселова и научный коллектив (Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки»), Н.А. Рыжова (Программа «Наш дом - природа»), С.Я. Козлова (Программа «Я - Человек») и другие.

При рассмотрении проблемы воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях развивающего обучения необходимо учесть имеющийся опыт, исходя из принципа целостного развития личности. Целостность развития личности как социально-психологического феномена предписывает педагогам целостность педагогических влияний - воспитательных и образовательных.

Хорошо организованная жизнь ребенка - это когда режим, стиль, содержание, формы, общий строй детства организуются с ориентацией на наивысшие общечеловеческие ценности, отраженные в трех понятиях: добро, истина, красота.

Целостным является отношение ребенка, поэтому влияние на него должно обеспечивать выход на все каналы восприятия - разум, чувство, действие - через каналы визуальные, кинестетические, аудиальные.

Принцип целостности, по нашему мнению, предписывает не только видеть в отдельном акте поведения ребенка его отношение, но и учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира, в которой проявляется отношение людей к миру в целом. Соответственно, специально организованные опыты, эксперименты, игры, беседы, рассказы и есть те виды детской деятельности, в которых реализуется содержание воспитательной системы.

Поскольку воспитание имеет развивающий характер и предполагает создание воспитывающей среды, то наш подход заключается в создании именно воспитательной системы направленной на развитие гармонически развитой личности. Для ребенка ведущим видом деятельности, в котором осваивается человеческая культура, жизненный опыт, является игра.

Игровой метод лежит в основе освоения всех разделов предлагаемой нами воспитательной системы.

Итак, процесс воспитания дошкольников 5-7 лет в период подготовки к школе мы считаем возможным построить на основе рационального сочетания духовно-нравственного, экономического, экологического, гражданско-правового, культурологического направлений, создав тем самым целостную единую систему воспитания старших дошкольников, которая способствовала бы приобретению ими качеств, обеспечивающих психологическую готовность к школе. При этом необходимо комплексно использовать имеющиеся научные знания: педагогические (воспитательная теория: методы, средства и т.д.), психологические (возрастные возможности ребенка, индивидуальные способности), социальные (формы общения; отношение к окружающему миру и самому себе). Только в этом случае процесс воспитания обеспечит целостное развитие ребенка и его максимальную самореализацию.

В условиях вариативности дошкольного образования происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений современных программ и технологий, базирующихся на личностно-ориентированном подходе к ребенку.

Почти каждая такая программа предусматривает конкретные виды работ и занятий, ориентированных на развитие личности ребенка, его представлений об окружающем мире, его кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Так, образовательная программа «Школа 2100», основанная на идее непрерывного образования, предполагает реализацию целей, принципов и перспектив развития содержания и технологии российского образования. Предметные программы «Дошкольная подготовка по программе «Школа 2100» отличаются от других. Они реализуются в учебниках для детей и методических рекомендациях для воспитателей и преподавателей, согласуются с аналогичными программами для начальной школы и являются начальным звеном непрерывного курса в рамках образовательной программы «Школа -2100».

Авторы программы дошкольной подготовки по математике детей 5 -6 лет Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Н.П. Холина отмечают, что главная цель их курса - во всестороннем развитии ребенка (развитии его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности). Роль педагога-воспитателя сводится к тому, чтобы организовать учебные действия и незаметно, ненавязчиво подвести детей к «открытию».

Данная программа позволяет каждому дошкольнику продвигаться в своем математическом развитии в соответствии с индивидуальными особенностями. Непрерывность обеспечивает всестороннее развитие ребенка и преемственность связей между всеми ступенями обучения.

Программа подготовки дошкольников по информатике не ставит целью детьми 5-6 лет новых знаний или формирование определенных навыков, а предусматривает лишь приобретение ими ряда умений. Для этого в содержании программы предусмотрен значительный объем специфических задач обучения детей информатике, которые ставятся в отношении простейших предметов, действий, высказываний.

На наш взгляд, внедрение информационных технологий - веление времени. Однако, поскольку компьютеризация учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении исследована еще недостаточно, вводить фрагменты технологических цепочек следует постепенно, чтобы не лишать детей живого общения, помня о важности культуры чувств и эмоционального опыта ребенка дошкольного возраста.

В программе дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте выдвигают следующие задачи обучения: развитие интереса и внимания к слову, к речи; обогащение словаря и развитие грамматического строя речи; расширение представлений об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка и развитие творческих способностей; развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления.

Общая цель программы - подготовка в процессе дошкольного и школьного развивающего обучения грамотной личности, как показателя качественного обучения, обеспечение готовности школьника к дальнейшему развитию.

Авторы программы для дошкольников «Окружающий мир» видят цель курса в необходимости ознакомления ребенка с целостной картиной мира, что позволит ему быть сознательным участником жизни. Это достигается при решении ребенком различных проблемных творческих задач по осмыслению опыта. Другая цель курса «Окружающий мир» - знакомство с родным языком и развитие речи.

Важнейшая роль в проведении занятий отводится принципу «мини-макса» (это один из принципов «Педагогики здравого смысла» А. А. Леонтьева), позволяющему дошкольнику узнать все, что его интересует, но запомнить, усвоить лишь небольшой обязательный минимум; принципу индивидуального подхода к каждому ребенку.

Программа подготовки дошкольников по курсу «Синтез искусств» направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, на выработку навыков восприятия им произведений различных видов искусства (литературы, музыки, изобразительного искусства, театра), а также на выявление способностей детей к самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Программный материал имеет проблемный характер. Он включает разделы «Развитие речи», «Музыка», «ИЗО», «Пластика, ритмика и театральные формы».

Названные предметные программы характеризует согласованность и логичность в изложении предложенного материала. Кроме того, все они представляют собой образовательные программы, в которых нет указаний и постановки задач воспитания.

Программа «Радуга» нацелена на решение в соответствии с возрастными психическими особенностями детей трех основных задач:

– сохранить здоровье детей;

– создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

– обеспеченность каждому ребенку возможность радостно и содержательно продолжить период дошкольного детства.

Особое значение программа имеет для подготовительной к школе группы. В ней подчеркивает, что подготовка детей к школе происходит в результате их общего развития, а не перенесения функций школы в детский сад.

Однако в контексте вопросов преемственности детского сада и начальной школы дискуссионным представляется установка программы «Радуга» на решение ряда более сложных задач, чем в начальной школе.

Специализированная программа «Развитие» предназначена для работы в дошкольном учреждении с детьми от 3 до 7 лет; усложненный ее вариант - «Одаренный ребенок» - рассчитан на работу с 6 - 7 летними детьми.

В основу программы положены теоретические положения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. Ребенок способен самостоятельно анализировать действительность, находить, в пределах своего уровня развития, решение в новых и неожиданных ситуациях, произвольно, а к концу дошкольного детства - и осознанно относиться к собственной деятельности.

Основными целями программы явились развитие умственных и художественно-творческих способностей ребенка, а также специфических дошкольных видов деятельности, в том числе игры. Программа предполагает оказание помощи ребенку во всестороннем развитии и реализации его возможностей, а потому основными ее разделами является сенсорное воспитание (дети 3-4 лет); ознакомление с природой, с пространственными отношениями, развитие элементарных математических представлений (дети 4 - 7 лет); развитие элементов логического мышления (дети 5-7 лет).

Программа «Развитие» делает упор на решении образовательной задачи детей-дошкольников, в то время как воспитательный аспект остается без особого внимания.

Опираясь на основные достижения многолетней работы, научно-исследовательский Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца создал новую базисную программу развития дошкольников «Истоки», разработал концепцию программы и пути ее реализации.

Программа ориентирована на достижение стандарта образования-, т.е. соответствует системе требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого психологического возраста. Она предусматривает осуществление процесса обучения и воспитания дошкольников в русле его реальной многообразной и постоянно развивающейся деятельности, в тесном сотрудничестве и взаимоотношении со взрослыми и сверстниками. >

Программа имеет инновационный характер. Она направлена на формирование творческой Личности ребенка. Важнейший момент новизны ее - базисный характер, позволяющий по-разному реализовывать заложенное в ней содержание.

Программа развития и воспитания детей в дошкольном учреждении «Детство» (кафедра дошкольной педагогики Российского государственного института им. А.И. Герцена) имеет эстетическую направленность. В; ней представлены: фольклор, произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Обучение на занятиях обобщению личного опыта ребенка.

Педагогу представляется самостоятельно определять необходимость проведения работы. Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка и включает новый важный раздел «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

Три взаимосвязанные линии развития ребенка (чувств, познания, творчества) пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Все выше сказанное показывает эстетическую направленность данной воспитательной программы.

Авторская программа Н.Л. Рыжовой «Наш дом - природа» обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе первоначальные экологические взгляды, расширяется кругозор ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, расширяется кругозор.

Особое значение в программе придается нравственному аспекту; представлению о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

Программа ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Она включает в себя теоретическую часть для педагогов по вопросам экологии, создания развивающей среды и содержит указания по работе с родителями.

Программа С.Я. Козлова «Я - Человек» имеет цель приобщить ребенка к социальному миру через формирование у него представления о себе как представителе рода человеческого, о людях, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях; о разнообразной деятельности; о космосе; о том, что было когда-то и чем мы гордимся, то есть сформировать собственное видение мира.

Стержневое содержание программы - знание о человеке, которое позволяет ребенку сознательно включаться в процесс самовоспитания. Дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но мнение о себе, понимание своей сущности, того, что он - Человек, постепенное осознание своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, мысли, поступки.

Детский сад - это дом ребенка, где он должен чувствовать себя уверенным, защищенным, убежденным, что его любят, удовлетворяют его разные потребности. Ребенок должен знать не только свои обязанности, но и права.

Данные положения, выдвигаемые относительно экологического образования («Наш дом - природа») и социального развития («Я - Человек») ребенка-дошкольника, учтены нами при построении комплексной системы воспитания ребенка 5-7 лет в период подготовки к школе.

Неоспоримым достоинством рассмотренных программ для дошкольных образовательных учреждений является их внимание к психическому развитию ребенка, так как период дошкольного детства характеризуется значительными изменениями в развитии познания, общения с окружающими, детских деятельностей, самой личности.

При всех достоинствах современных программ в процессе их внедрения возникают трудности:

– отсутствие специальных указаний по воспитанию (программы «Школа 2100», «Одаренный ребенок», «Развитие» и другие);

– узкая направленность указаний по воспитанию (программы «Наш дом - природа», «Я - человек», «Детство» и другие);

– привязанность воспитательных задач к образовательным (программы «Истоки», «Радуга» и другие).

Выводы:

Итак, развитие дошкольного образовательного пространства нового времени характеризуется гуманизацией педагогической деятельности. Это предполагает превращение воспитательной модели, направленной на достижение соционально-ориентированной цели образования (конструирование нового человека с параметрами, заданными интересами общества), в самонастраивающуюся модель, ориентированную на самого человека ценность. При этом происходит перенос акцента с подготовки к служению обществу на формирование у подрастающих поколений ответственности за судьбу общества. При таком подходе в основу педагогического руководства развитием ребенка ставится двуединство опредмечивания и распредмечивания культуры, в ходе которого происходит его творческое преобразование

Под руководством педагога ребенок развивается самостоятельно, делая первые свои большие и маленькие жизненные выборы, формируется его индивидуальность. Так он становится участником педагогического процесса.

Такой подход соответствует международным базовым компонентам, является основой дифференциации и определения направлений разных типов дошкольных учреждений (дошкольных центров, лицеев и т.д.) и не позволяет вытеснять без ущерба для общего развития, исключает однобокое и одностороннее развитие личности.

 

http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2001АВТОР: Ахвердова И.А.

 

Date: 2015-06-06; view: 558; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию