Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Япония в 1970 - 1980- гг





В это время происходит сокращение количества министерств. Изменяется роль государства, практикуется минимальное вмешательство в дела экономики. Механизмом регулирования рынка становится “административное руководство” - проведение официальных и неофициальных консультаций между правительственными органами и представителями большого бизнеса, применяются косвенные финансово-экономические рычаги регулирования экономической деятельности. Сложившаяся высокомонополизированная структура рынка в 70-е гг. создала механизм ценообразования, стимулирующий инфляцию. Произошла потеря “эластичности вниз”, движение цен происходило только вверх, росло число спекулятивных операций. Увеличение количества спекулятивных операций с землей и недвижимостью в 1970 - 80-х гг. стимулировалось налоговой политикой государства. В эти годы ставка налога на землевладение составляла 1,4 % от цены земли (в США-3 %). До второй мировой войны японские землевладельцы уплачивали в виде налога на свой участок 3,8 % от цены земли, причем различий для сельскохозяйственных угодий и площадей под жилую застройку не делалось. В 1970 - 80-е гг. в районах, принадлежащих Токио, Осаке, Нагое с сельскохозяйственных угодий стали собирать налог, составляющий примерно 1/200 от соответствующего показателя для площадей под жилую застройку. При этом правительство рекомендовало вернуться к довоенному порядку, что побудило бы землевладельцев, и крестьян в том числе, участки, которых попадали в черту расширяющихся городов, к широкой продаже земли или к сооружению на ней жилья с последующей сдачей в аренду. Правительство считало, что такой механизм вызовет снижение цен на землю в данных районах, что приведет к общему удешевлению жилищного строительства, стоимости кооперативных квартир примерно в 2 раза, так как в районах, расположенных недалеко от цента столицы, 90 % стоимости такой квартиры приходилось на плату за землю и 10 % на строительные расходы. В 1971 г. в Японии появляется термин “экономическая безопасность” и после нефтяного кризиса 1973 г. он становится важнейшей составляющей понятия “национальная безопасность”. При этом учитывалась экономическая уязвимость Японии, обусловленная высоким уровнем внешней ресурсозависимости (до 80 %). Одним из последствий нефтяного кризиса 1973 г. было принятие в стране Предварительного плана экономического развития на 1975 - 1985 г., где была конкретно обозначена проблема экономической безопасности страны и подчеркивалась необходимость ее решения в связи с обеспечением Японии сырьевыми, энергетическими и продовольственными ресурсами. В среднесрочном Новом семилетнем плане экономического и социального развития (1979 г.) четко указывалось на обязанность реализации внутренней и внешней политики с учетом экономической безопасности. В декабре 1980 г. при кабинете министров Японии был создан Совет комплексного обеспечения безопасности, который определил экономическую безопасность как защиту экономики страны от любой внешней угрозы.

Для Японии было важно не только добиться гарантированного обеспечения поставок сырья, энергоносителей и продовольствия, но и внести свой вклад в улучшение мирового спроса и предложения за счет совместных с другими странами разработок в области поиска альтернативных источников энергии, оказания помощи в развитии сельскохозяйственной базы в странах-поставщиках, сотрудничества в сферах технологии и финансов. В области обеспечения энергетической безопасности Японии за 1970 - 80-е гг. были осуществлены мероприятия по созданию стратегических запасов нефти (сырой). Начиная с 1976 г. частными предпринимателями, а с 1978 г. и правительственными структурами, стали создаваться хранилища нефти и нефтепродуктов стратегического характера. Запасы создавались из расчета самообеспеченности в национальном масштабе до 90 дней, позднее до 70 дней. Было создано 10 стратегических хранилищ наземного, подземного и морского базирования, в которых сосредоточивалось в 1994 г. запасы нефти и нефтепродуктов объемом 80 млн. к/л. В эти годы в энергетическом балансе страны появились альтернативные нефти энергоресурсы, прежде всего атомная энергия. С 1975 по 1993 г. доля атомной энергии в энергетическом балансе страны возросла с 1,5 % до 11,1 %. 1980-е гг. уровень жизни японце рос в 7 раз быстрее, чем у американцев, темпы экономического роста в 1960 - 70 гг. составили 10 %, в 80-е гг. – 4,4 % в год. ВНП Японии равнялся 3 трл. дол., США- 4, 6 трл. дол. В 1987 г. ВНП на душу населения в Японии стал 19,2 тыс. дол., а в США – 18,2 тыс. дол. В середине 1980-х гг. Япония вышла на первое место в мире по количеству патентов, вызывающих наибольший интерес. В 1986 г. Япония стала крупнейшей страной-кредитором в мире, выйдя на первое место по общей сумме зарубежных капиталовложений и займов иностранным партнерам, которая составляла 200 млрд. дол. США превратились в должника.

Снижение конкурентоспособности американских товаров на внешних рынках явилось одной из причин того, что в эти годы внешнеторговый дефицит США постоянно увеличивался, достигнув в 1986 г. 172,2 млрд. дол. С 1986 г. по 1991 г. японские инвестиции в США увеличились в 5 раз, а японские бизнесмены вышли на третье место в списке граждан зарубежных стран, владеющих капиталами в США. В конце 1980-х гг. - начале 90-х гг. на Японию приходилось 40 из 70 млрд. внешнеторгового дефицита США. Примерно 1 млн. американцев работало на “чисто” японских или смешанных предприятиях. Из 10 банков в самой динамичной части США Калифорнии три принадлежали японцам. В списке крупнейших банков мира первые строки были заняты японскими банками. В 80-е гг. происходили трения на почве дисбаланса Японии в торговле с партнерами из числа развитых стран, прежде всего с США. На такое положение во многом влияли последствия особого поведения японцев и структурные особенности, присущие “японской экономической модели”:

ситуация “недопотребления” - низкий по сравнению с другими развитыми странами уровень потребления, что позволяло выделять “недопотребленные ресурсы” на расширение внешней торговли. Это социальное поведение было следствием эпохи послевоенного возрождения и быстрого экономического роста с ее аскетизмом и высоким уровнем накопления. В середине 1980-х гг. в результате целенаправленных усилий правительства и нажиму со стороны Вашингтона уровень внутреннего потребления в Японии увеличился и страна приблизилась к международным стандартам экономически развитых стран мира. Однако доля потребления ВНП все равно стала в конце 1980-х гг. снижаться и в 1991 г. составила 56 %, а в развитых странах – 60 %;

в глазах правящей верхушки Японии значительное положительное сальдо внешней торговли стало своеобразной гарантией положения в современном мире их страны, не обладающей ни военным, ни большим политическим влиянием; накопленные Японией за счет торговых дисбалансов финансовые резервы нужны были стране для оказания эффективной помощи странам третьего мира; закрытый для иностранных капиталов японский рынок. Еще в 60-е гг. Япония ввела протекционистские барьеры против прямых иностранных капиталовложений и разрешила функционированию специальных японских финансово-промышленных группировок, противостоящих доступу “чужаков”;

 

В 1970 - 1980 гг. японское общество создавало современную информационную систему. Япония превращалась в технотронное общество, освобождающее людей для сервисных операций. Появилась теория “человеческих пределов”, предполагающая создание думающих и принимающих решения киборгов. Развивался японский менеджмент. Наиболее ярким проявлением японской системы управления организацией наряду с другими стала теория “оптимальных групп”, формирующихся в составе 12 - 15 человек в детских садиках и развивающихся до производственных групп. Наряду с этим, чувствуя в перспективе возможные кризисные явления, японские теоретики создают “теорию хаоса”, суть которой в отказе от порядка, создании хаос, напряженности, примирении с напряжением и поражением, после чего экономика должна вступить на более высокий уровень развития.

5. Основные проблемы японского общества в 1990-е гг.

Летом 1993 г. избиратели положили конец четырем десяткам лет правления Либерально-демократической партии Японии. Наступила череда коалиционных правительств, сопровождающаяся политическими кризисами, потрясшими всю страну из-за неспособности вывести государство из депрессивного состояния (например, апрель 2000 г. - болезнь и смерть премьер-министра, председателя ЛДП Кэйдзо Обути, приход к власти нового премьер-министра, лидера ЛДП, Есиро Мори, а в апреле 2001 г. – Я. Коидзуми (ЛДП). Либерально-демократическая партия Японии была создана в 1955 г. и находилась у власти до июля 1993 г. Партия традиционно пользовалась поддержкой крупного бизнеса, была связана с верхним слоем государственного и муниципального аппарата. Основной оппозиционной силой в первой половине 90-х гг. стала Партия новых рубежей - неоконсервативное образование, созданное в декабре 1994 г. депутатами парламента, отколовшимися от либерально-демократической партии. Это образование завершило свое формирование самороспуском четырех крупных партий центристского толка – Партии обновления Японии, Новой партии Японии, Партии демократического социализма и Партии чистой политики. Наряду с названными, ведущей партией страны является и Социал-демократическая партия, образованная в 1945 г. и опирающаяся на часть наемных рабочих и средние слои. В июне 1993 г. депутатами, вышедшими из Либерально-демократической партии и опирающимися на представителей бюрократического аппарата, была создана Новая партия. В 1996 г. образована Демократическая партия Японии.

Значительную роль во внутренней жизни Японии играют организации частных предпринимателей: Федерация экономических организаций, объединяющая практически все основные группы японского делового мира; Японская торгово-промышленная палата; Федерация предпринимательских организаций, занимающаяся вопросами взаимоотношений труда и капитала и Ассоциация экономических единомышленников. Заметное влияние на политический климат Японии оказывают профсоюзы - Конфедерация профсоюзов, Национальная федерация профсоюзов, Национальный совет связи профсоюзов.

Существующие партии и объединения действуют в Японии в рамках конституционной монархии. Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом. Он состоит из палаты представителей и палаты советников. Срок полномочий палаты представителей – 4 года, палаты советников – 6 лет с переизбранием половины состава каждые 3 года. Исполнительная власть принадлежит кабинету министров во главе с премьер-министром, избираемым парламентом. В первой половине 90-х гг. японские бюрократы постоянно жаловались на отсутствие указаний и поддержки своих политических партнеров при запутанных коалициях, так как все привыкли работать в условиях монополии ЛДП. Фактически нарушилась важная для японского общества система: партия (ЛДП) – правительство - объединение предпринимателей.

В начале 90-х гг. правительство оказалось не в силах предотвратить спад, вызванный ростом курса йены (курс йены относительно американского доллара повысился в 1993 г. на 18,5 %). Этот факт подорвал конкурентоспособность экспортеров Японии и создал угрозу рабочим местам, так как стоимость производства товаров в Японии в сравнении со средним международным уровнем стала повышаться, вынуждая промышленные компании производить товары за границей. Рост курса йены ускорил уход производственных мощностей из Японии в страны с более дешевой рабочей силой. Японские компании впервые расходовали в 1995 г. на иностранные предприятия больше средств, чем у себя дома. Ранее правительственные деятели считали, что увеличение числа рабочих мест в области высокой технологии и индустрии услуг компенсируют это неизбежное перераспределение трудоемких отраслей промышленности в страны Восточной Азии, а капиталоемкие останутся в Японии. Но затем виднейшие компании Японии стали переводить за рубеж также и свои научно-исследовательские и конструкторские работы. На внутреннем рынке происходило снижение цен, так как более дешевые импортные товары хлынули в страну и вынудили японских производителей снижать цены, чтобы не утратить своей доли рынка. Импорт возрос на 25 %, а импортные товары стали удовлетворять 16 % общего спроса. В 1998 г. произошло удешевление йены. Падение курса йены продолжалось до середины июня 1998 г. и было приостановлено интервенцией центральных банков США и Японии, которые бросили 2 млрд. дол. на то, чтобы повышенным предложением удешевить американский доллар. Японское правительство также разработало пакет мер по стимулированию экономики на сумму более 110 млрд. дол. В связи с накопившимися долгами в 40 трлн. йен оказалась под угрозой стабильность банковской системы, что стало результатом неумеренной выдачи займов под собственность, стоимость которой была чрезмерно завышена в конце 1980-х гг. Наблюдался недобор налогов в казну в результате снижения прибыли предприятий и сокращения доходов населения. В 1992 г. эти прямые потери от депрессии составили 8 трлн. йен, а в 1996 г. – 5 - 6 трлн. йен. Пострадали мелкие, средние и крупные предприятия, в том числе и связанные с экспортом, ранее вытягивавшие всю экономическую машину Японии. Если в начале 1990-х гг. экономике Японии едва удавалось выжать 0,5 % годового роста, то в последующие годы вообще наблюдалось сокращение валового национального продукта (например, в 1993 г. это сокращение составило 0,3 %). В сентябре 1993 г. безработными оказались 1,72 млн. человек, а в 1998 г. – 2, 93 млн. чел. (4,3 %). В самом начале этого процесса правительство поставило на “костыли” субсидий около 203 экономических секторов, в которых в виде приплаты из казны получало по 85 дол. ежедневно более 4 млн. человек. Вопреки традиционной системе “пожизненного найма” и основам японской модели менеджмента, шло сокращение персонала. Трудности, с которыми столкнулась японская экономика в 90-е гг., значительно обострили существующие в Японии проблемы общества в целом. Это было не так заметно, когда наблюдалось благоприятное экономическое развитие, но в условиях спада те же социальные проблемы давали о себе знать с нарастающей силой. Например, улучшение качества жизни, как и в большинстве, развитых западных странах, в Японии привело к значительному увеличению средней продолжительности жизни. В середине 90- х гг. она составила в стране “восходящего солнца” 79,9 лет. К 2000 г. доля лиц старшего поколения в японском обществе равнялась 17,0 %(в США – 12,5%), а в 2005 г. должна превысить процент молодежи до 14 лет на 11,3% и будет равна 25,8%. Во многом это связано с тем, что к рубежу лиц пожилого возраста приближается многочисленное поколение послевоенного “бэби бума”. Негативные социально-экономические последствия старения населения Японии связаны не c только с самим этим процессом как таковым, сколько с одновременным изменением соотношения между лицами пожилого и молодого возраста не в пользу последних, а также падением уровня рождаемости в последние годы. В 1960 году на одну тысячу населения процент родившихся составлял 17,2%, а в 1993 г. всего 9,6%. Быстрые темпы старения японского общества означают появление и обострение целого ряда социально-экономических проблем. Происходят не только изменения в структуре рабочей силы и появляются связанные с этим трудности экономического развития, но дают о себе знать проблемы обеспечения занятости увеличивающегося контингента лиц старшего возраста, создания для них специальных условий труда и организации профессионального переобучения. Согласно статистическим данным, начиная с 1991 г., уровень безработицы среди японцев в возрасте 55-64 лет неуклонно растет. В 1995 г. их доля от общего числа безработных составила 38%, увеличившись по сравнению с 1991 г. на 11%. В это же время, доля безработных трудоспособного населения в возрасте 35-44 лет в 1995 г. равнялась 15% и за период экономического спада увеличилась на 8%. На ежегодное увеличение безработицы в Японии среди лиц старших возрастов оказывают влияние, и экономические условия, и особенности рынка труда Японии. Работа людей пенсионного возраста (в Японии – это 60 лет) не поощряется в частных, а иногда и в государственных компаниях. Поэтому часто применяется метод принудительного, досрочного выходя на пенсию с выплатой единовременной компенсации. В течение 1992 г. процент подобных увольнений на предприятиях с численностью свыше пяти тысяч человек составил у людей 55-59 лет 46,6%. Во многом невозможность продолжать трудовую деятельность для работников старшего возраста связана с трудностями их профессионального переобучения. В период возникновения новых профессий в них оказываются занятыми лица намного моложе пенсионного возраста, способные к переобучению. Например, на вновь возникших в Японии предприятиях по выпуску наукоемкой продукции контингент нанимаемых работников был ограничен возрастом до 40 лет.

В связи с этим особое место в японском обществе занимает проблема предоставления средств существования для престарелых, в частности для тех, кто уже не занят в сфере общественного производства. Одного пенсионера через систему налогов поддерживают на сегодняшний момент 6-7 работников. К 2030 г. Эта пропорция снизится до 1:3. Сокращение работающих и увеличение количества пенсионеров, как следствие постарения населения, ведет к резкому увеличению финансового бремени на каждого трудящегося. Соответственно происходят изменения в государственном бюджете. Финансирование социального обеспечения в Японии осуществляется не только за счет государственных отчислений, но и личных взносов трудящихся в страховой фонд и отчислений предприятий в эти же фонды определенной доли от прибылей. В 1993 г. налоги и отчисления на эти цели составляли в доходной части японского госбюджета 38,1%. 13,8% из них приходилось на отчисления частного сектора. К 2025 г. частный сектор будет вынужден увеличить долю до 20%, а доля госфинансирования пенсионеров возрастет до 50%. Повышение доли отчислений предприятий в пенсионные фонды налагает тяжелое бремя на производство, снижает конкурентоспособность продукции японских фирм, вследствие завышения цен и вызывает стремление производителей открывать филиалы в развивающихся странах с более дешевой рабочей силой.

С общим кризисным состоянием японской экономики связана и следующая проблема. За счет увеличения продолжительности жизни и количества людей пенсионного возраста, из которых большинство выходу на пенсию предпочитают продолжение трудовой деятельности, уменьшается количество ежегодных вакансий на рабочие места. Весной 1995 г. количество выпускников высших технических учебных заведений, получивших уведомление о приеме на работу перед получением диплома составило 63% от общего числа окончивших данные вузы, что на 5% меньше, чем в 1994 г.

Ранее японский менеджмент основывался на системе “пожизненного найма”, которая, сформировавшись после второй мировой войны, предполагала, что по окончании высших учебных заведений студенты получали уведомления о приеме на работу от различных фирм. Выпускники проходили дополнительное внутрифирменное обучение, приобретая необходимые для работы на данном предприятии навыки и знания. Затем, заключив контракт и проработав на одном предприятии всю жизнь, в срок выходили на пенсию. В начале 90-х гг., когда темпы экономического роста были нулевыми, прием на работу был сокращен. В силу неблагоприятной экономической конъюнктуры фирмам стало выгоднее набирать временных рабочих и служащих на контрактной основе. В немалой степени на судьбу учащейся молодежи повлияли и изменения в структуре японской индустрии. Тяжела промышленность, куда в основном поступали на работу молодые люди после окончания вуза, стала уступать свои позиции сектору обслуживания, где при найме опытные сезонные работники имеют преимущества по сравнению с молодыми выпускниками без стажа работы. Из-за трудностей с трудоустройством молодежь все чаще пополняет ряды безработных Японии. В 1995 г. безработные японцы в возрасте 15-24 лет составляли 60% от общего числа неработающего населения.

В целом, основными причинами проблем, с которыми столкнулось японское общество в 1990-е гг. специалисты считают следующие:

системный кризис японской экономической модели. Япония избрала неверный курс, так как упор был сделан не на классическую свободную конкуренцию, а на целевые индустриальные узкопрофильные программы при директивном государственном вмешательстве, в результате чего путем общенационального напряжения сил нужные отрасли поднимались на передовые высоты;

опора на традиционные “семейные” законы в менеджменте, гарантировавшие персоналу “место в строю” в обмен на социальную стабильность;

чрезмерная зарегулированность и несвобода японского рыночного механизма, атрофия целых хозяйственных направлений. Японская модель работала безукоризненно лишь в период роста, позволяя концентрировать на намеченных для прорыва участках колоссальные резервы. Оазисы благополучия и эффективности заняли 20 % экономики, все остальное существовало благодаря государственному покровительству. Примерами такого регулирования может служить японский рис, который был в 10 раз дороже таиландского, продукция рыбной индустрии, лесопереработки, легкой промышленности. Десятки отраслей с миллионами занятых были прикрыты от конъюнктурных ударов субсидиями, а от внешних конкурентов импортными пошлинами и тарифами. Основным условием успешного развития горизонтальной модели являлся постоянный рост. Экономика работала при этом по принципу велосипеда - “пока крутятся педали” – все хорошо. Любая заминка вела к крупному провалу и потрясениям, так как у основных игроков не было за душой серьезных фундаментальных разработок, новых технологических решений, а малоэффективные сектора исключали возможность для государства одинаково успешно латать все прорехи сразу.

сравнительно низкая производительность труда. Среди 12 индустриально развитых стран Япония в 1990-е гг. по этому показателю занимала 8-е место в мире. В сельском хозяйстве по производительности труда США опережали Японию в 2,5 раза;

отсутствие свободной конкуренции внутри страны. При японской модели приоритетные направления и отрасли формировались как некий единый организм, в котором действовали корпорации-близнецы, демонстрирующие “горизонтальную конкуренцию”. При этом за долю рынка соревновались компании, идентичные друг другу по менеджменту, маркетингу, деловой этике, близкие по финансовым возможностям и уровню подготовки кадров. Свободной конкуренции между ними не было, была уния, контролируемая государством и позволяющая всем удержаться на плаву; рост конкуренции на международном рынке, особенно со стороны Китая и стран ЮВА. В свое время сам японский бизнес переориентировал на государства ЮВА и Китай основные отрасли своего производства. Дешевизна рабочей силы в этих странах принесла определенные прибыли японским предприятиям, но удорожание стоимости товаров японских производителей в условиях экономического спада привела к наплыву более дешевых товаров на японский рынок. Кроме того, несмотря на то, что, на международный рынок стали поступать все более совершенные японские товары, у них была очень важная отрицательная черта - они легко копировались конкурентами, которые обладали равными потенциалами в борьбе; огромная внутренняя задолженность. Если для США совокупная сумма кредитов составляет 34% от ВВП (что приемлемо по экономическим критериям), то для Японии эта цифра равняется 132%. спекулятивность финансового рынка. Сказались последствия эпохи “мыльного пузыря” в конце 80-х гг., когда страна ударилась в денежные игры. Без того высокие цены рванули еще выше, произошел спекулятивный рост цен на рынке недвижимости, акций, ценных бумаг. Огромные деньги были вложены в земельные спекуляции, биржевые бумаги, приносившие на первых порах огромные прибыли при перепродаже. Спекулятивная волна, побуждавшая японцев искать легкие деньги на ниве финансовых операций, захлестнула страну. Даже у столпов промышленности типа автомобильного концерна “Тойота” доля от финансовых манипуляций доходила в доходах до 60 % и более. Ненормальность ситуации была осознана, когда найти перекупщиков стало невозможно. Потери от лопнувшего мыльного пузыря составили примерно 10 млн. йен на душу населения, это на 20 % больше, чем ущерб, нанесенный стране второй мировой войной;

чрезмерно раздутая система управления. Надо было освобождаться от горизонтальной модели конкуренции, сокращать аппарат министерств и административных департаментов корпораций.








Date: 2015-06-06; view: 1099; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.006 sec.) - Пожаловаться на публикацию