Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Быть человеком - значит быть постоянно открытым запросам жизни, а жить - значит давать ответ на ее запросы





ПО



Сегодня мы стали искать жизнь уже не во всемогуществе человека, а в цветущих деревьях, красоте водо­емов, в незатронутых цивилизацией природных циклах. Мы снова открыты первозданности законов природы и больше не пытаемся поставить ее на колени. Мы пони­маем ее самостоятельное значение и уже не оцениваем природу лишь с точки зрения практической пользы. Смерть- неотъемлемая часть жизни природы, и, вытес­нив смерть, мы бы очень многое исключили из жизни.

Спросим себя еще раз: действительно ли сама смерть является причиной страха? Разве мы снова и снова не встречаем людей, которые, несмотря на есте­ственный страх перед смертью, не теряют мужества? Можно вспомнить великих - от Сократа до патера Мак­симилиана Кольбе. Но сколько простых людей с удиви­тельным спокойствием могли смотреть в глаза смерти -потому что смерть не входила в их список самых ужасных событий жизни.

Отчего смерть становится ужасом жизни? Что делает смерть врагом и не позволяет нам принять ее?- Упу­щенная жизнь.

Точнее сказать, упущенные в многочисленных жизненных ситуациях возможности:

- любить,

- действовать,
~ страдать.

Это в точности соответствует трем «столбовым доро­гам к смыслу» по Франклу- ценностям переживания прекрасного, творческим ценностям и ценностям лич­ных жизненных установок.

Смерть становится страшной из-за того, что человек чувствует: по-настоящему он и не жил. Смерть стано-


вится страшной, если человек ощущает, что жизнь еще не постигнута, еще не охвачена во всей своей полноте. Смерть приходит слишком рано, когда все, что происхо­дило до этого, жизнью назвать нельзя. До тех пор, пока отдается глубинной болью тоска по целостной и полно­кровной жизни, пока эта жажда не утолена, человек внутренне восстает, не желая умирать от жажды.

Хуже всего, если жизнь упушена по собственной вине. Каждое опущенное мгновение содержит в себе нечто важное, правильное, достойное того, чтобы это воплощать и отстаивать.

Упускать жизнь можно no-разному и по разным при­чинам.

Одни люди упускают возможность жить из-за того, что слишком ориентированы на стабильность, надежность и определенность. Неизвестность часа смерти пу­гает их и становится невыносимой, поскольку время ухода из жизни неподвластно их контролю.

Другие больше жизни озабочены тем, от чего они могут умереть. На самом деле бояться можно всего -отравленных продуктов и воздуха, рака и атомной энер­гии. Здесь, конечно, многое можно сделать, чтобы уменьшить опасность. Но смысл жизни состоит не толь­ко в предотвращении зла, но и в жизни ради доброго, ценного.

Кто-то испытывает страх перед болью и страданиями, которыми сопровождается смерть. Может случиться непредвиденное, боль и страдание не всегда удается предотвратить. Но разве и в этом случае не содержатся возможности для обретения смысла без необходимости приукрашивать реальность? Быть может, кто-то знаком со страданием не только как с чем-то ужасным, но и


 





как с тем, что, несмотря на всю свою тяжесть, способ­ствует личностному развитию? Тот, кто приобрел по­добный опыт, вероятно, сможет с большей надеждой вступить в последнюю фазу жизни.

еще кого-то больше всего заботит расставание с родными и близкими: дети еще совсем малы, кому-то еще нужна моя поддержка и опора - или, может быть, толь­ко пришла новая любовь. Однако в экзистенциальном аспекте можно задать вопрос: а был ли я прежде по-на­стоящему близок с дорогими людьми, был ли я внутрен­не полностью с ними? Большего мы сделать не можем, но это можем сделать вполне. Мы можем сделать наши встречи и наше общение более глубокими, если будем жить с осознанием безвозвратности и уникальности каждого мгновения, если иногда будем думать о том, что бы мы сказали или сделали, зная, что это была наша последняя встреча... Возможно/ такой взгляд поможет нам осознать, что есть еше что-то незавершенное, что еще нужно было бы сделать сейчас, иначе однажды ста­нет поздно.

Итак, всегда существуют причины для беспокойства и страха, возможность неудачи или получения отказа, напряжение и боль. Это часть жизни. Но не ее суть. Экзистенциальная опасность заключается в той внутрен­ней позиции, с которой мы проживаем день за днем, мгновение за мгновением. Если нам не удается перепла­вить боль потерь в духовную силу и благодаря этому ра­сти, становиться сильнее внутренне, если мы не можем принимать и проживать неудачи, разлуку и горе как неотъемлемую часть жизни, то мы упускаем жизнь. Мы упускаем смысл жизни, упускаем возможность жить целостно, что означает жить в соответствии с реальнос-


тью, в согласии с тем, что существует или может суще­ствовать в действительности. Нам следует воспри­нимать опасное и мучительное точно так же, как обнадеживающее и вожделенное. Идти по жизни с от­крытыми глазами - признак экзистенциальной зрелости. Большего мы сделать не можем, но большего мы делать и не должны. Жизнь имеет свое течение, и мир следует своим путем - и я тоже должен следовать только своим путем.

Отклонение от смысловой структуры жизни может вылиться в чувство страха и прочие психические нару­шения. Чаше всего в основе таких нарушений лежат жизненные переживания, которые человек не в силах выдержать и преодолеть. За ними скрываются базисные установки, связанные с нарушенным восприятием того, что дает нам опору в жизни, неадекватным пониманием ценностей, неспособностью к подлинной встрече с дру­гими людьми и отсутствием видения возможностей для своего развития в будущем.

Жить полной жизнью означает по мере своих сил и возможностей вовлекаться в каждую ситуацию. Однако при этом главное не то, что мы вообще чем-то занима­емся, а то, что имеется нечто, ощущаемое нами как несущее смысл. Чем больше осмысленно прожитых жизненных ситуаций, тем более состоявшейся в конеч­ном итоге становится жизнь и тем более прочную почву под ногами ощущает человек.

Почему смерть должна пугать меня, если я исчерпы­вающе прожил жизнь в каждом ее мгновении? Чего я должен бояться, если я не уклонялся от вопросов и предложений жизни? И дело не в том, что смерть станет в результате более благосклонной. Наверное, иногда


 




она может быть для нас другом и избавителем, но точно так же она может внезапно жестоко и мучительно унич­тожить нашу жизнь. Определенная боязнь того, как именно наступит смерть, вероятно, всегда сохранится. Однако разрушительную силу, пронизывающую жизнь и шую ее осмысленную структуру, смерть утра­ивает, если человек живет с осознанием реальных воз­можностей, которые всегда предоставляет жизнь. Страх смерти основывается на неутоленной потребности жить насыщенно и целостно. Согласно экзистенциальному анализу и логотерапии, это и есть то, к чему в глубине всех своих желаний стремится человек. Эта воля к ос­мысленной, полноценной жизни представляет собой движущую силу, нереализованность которой скрывает­ся в страхе смерти.

Но этим страх смерти полностью не объясняется, по­тому что нам не известен в точности предмет страха.

Собственно говоря, смерть - только символ чего-то, лежащего глубже. В глубине души страх перед смертью предстает как страх перед «ничто». То есть страх смерти- это страх «не быть», «не жить», «не быть самим со­бой» или же страх перед никчемностью своей жизни. Таким образом, страх смерти может быть связан с ощу­щаемой пустотой жизни.

Сам непостижимый факт, что я почему-то появился на свет, наводит на мысль, что это, по-видимому, долж­но иметь какое-то значение. Однако этот «онтологичес­кий смысл» моего бытия - смысл моего существования на этой земле, моего предназначения, смысл всей моей - я могу понять лишь частично. Ибо смысл, кото­рый нечто имеет просто потому, что оно есть, может быть известен, собственно говоря, только его создате-


лю. Этот мир создан не нами, и поэтому нам не дано знать, почему существует мир и почему он так устроен, почему существую я, почему существуют беды, болезни и несчастья. Вопрос об «онтологическом смысле» не яв­ляется «делом» человека. Ответ на него, наверное, можно попытаться найти в философии, но, по сути, он относится к особой области религий. Религии дают зна­ние, которое выходит за пределы объективного знания людей.

Поэтому мы не можем точно сказать, какой смысл имеет наше собственное бытие. Мы можем в этот смысл только поверить. Мы несем в себе чувство, что мы здесь не просто так, что это зачем-то нужно, и по­тому очень трудно согласиться с мыслью, что жизнь была прожита впустую. Если осмысленная жизнь не удалась, явное противоречие между интуитивным по­ниманием бытия и реально прожитой жизнью порож­дает отчаяние.

В тягостном сознании того, что прожитая жизнь была бедна смыслом или вообще лишена его, появляет­ся ощущение «экзистенциального вакуума», которое словно пропасть зияет посреди прожигаемой за самыми различными занятиями жизни. Хотя имеется все для того, чтобы жить, но нет того, ради чего стоит жить. Это типичное чувство «экзистенциальной фрустра­ции». Если человек пытается изо дня в день, используя самые разные средства и способы, избавиться от пусто­ты и скуки и все же продолжает от них страдать, то на­сколько ужасной тогда должна быть для него смерть? Не будет ли он тогда воспринимать ее как концентриро­ванное выражение своей непрожитой жизни, как абсо­лютное «ничто»?


 




 


В связи с, этим вполне можно понять, почему чело­век пытается вытеснить, «перехитрить» смерть. Подто­ченный смысловой пустотой, он избегает всего, что в его представлении может символизировать «пусто­ту» - пустой квартиры, пустых отношений, а также по­коя или смерти. Но вытесненная смерть по -настоящему делает жизнь лишенной смысла. И мы можем избежать ничтожности своего существования, уничтожения себя как экзистенциального существа, только если у нас ест ответ на вопрос «Для чего жить?».

Однако это «для чего» никогда нельзя создать или сконструировать самому. Оно уже имеется - его нужно только найти, воспринять. Смыслом не может быть все, что угодно, - это всегда совершенно определенная воз­можность, которая имеет ценность и, будучи реализо­ванной, навсегда сохраняется в прошлом прожитой жизни. И эта возможность также только тогда обретает смысл, когда она подходит данному человеку.

Ни успокаивающие фантазии, ни желания, ни хоро­шо продуманные ценностные суждения не способны по­мочь отчаявшемуся. Покончить с «экзистенциальным вакуумом» может только решительный и активный реа­лизм, при котором тот факт, что человек смертен, не вытесняется, а расценивается как олин из основопола­гающих элементов жизни. Если же этого не происходит, то тогда мы не живем, а грезим.

И действительно: смерть не является чуждой жизни, она не представляет собой ничего враждебного жизни. Она делает жизнь возможной и относится к жизни как ко всему возникающему, ко всему развивающемуся и ко всему исчезающему. «Едва только человек появляет­ся на свет, он уже достаточно стар для того, чтобы уме-


реть», - утверждал богемский поэт Аккерманн. Мы должны оставить детское представление о том, что будем жить вечно. Эта иллюзия мешает нам жить по-на­стоящему. Если мы хотим действительно жить, то должны осознать новую позицию по отношению к жиз- ни: С САМОГО НАЧАЛА НАША ЖИЗНЬ КОНЕЧНА! И тогда мы сможем, наконец, начать жить! Ибо только принимая во внимание конечность жизни, мы постигаем ее неповторимость. Иначе в нашей жизни не происходит ничего существенного. Иначе с нами обстоит дело как с тем пьяницей, которому врач сказал, что пришло время отказаться от алкоголя. На что тот смиренно отвечает: «Аля этого уже слишком по­здно!» - «Но послушайте, - возмущенно говорит врач,-бросить пить никогда не поздно!» - «Да? Что ж, хоро­шо, значит, у меня еше есть время!»

Разумеется, жизнь не наполняется смыслом благода­ря своей продолжительности - точно так же, как каче­ство биографии не зависит от количества страниц в книге, ее описывающей, как однажды сказал Франкл. В конечном счете мы можем сказать: если бы человек был бессмертен, ему не нужно было бы искать смысл. Он был бы совершенен, Он мог бы сохранять покой, отдыхать и быть при этом вполне довольным собой. У него всегда было бы время для того, чтобы что-то сделать -сегодня, завтра, через тысячу лет. Но поскольку это hi так, в каждой ситуации есть «время» для чего-то, иногда даже «высшее время». Ибо каждая ситуация уникальна. Она никогда не вернется. Поменять в ней что-либо по­том человек уже не сможет. Не спрашивая на то его со­гласия, человека поместили в такие жизненные условия, и это факт, который необходимо принять.


 




 

Если мы действительно сознаем, что далеко не всегда располагаем временем и что необходимо использовать каждый момент, пока он не исчез и вместе с ним не ис­чезла часть нашей жизни, то мы находимся в исходной экзистенциальной позиции. Речь идет об исходной пози­ции для осмысленной жизни. Мы уже познакомились с ней в конце Главы 4, но она настолько важна, что да­вайте еще раз коротко на ней остановимся.

Итак, если мы сознаем, что каждая ситуация неповто­рима и уникальна и что каждый человек уникален и неповторим, то речь может идти только о том, чтобы дей­ствовать в соответствии с этим. Сущность бытия может состоять только в том, чтобы подняться над преходящим и предъявить жизни себя во всей своей уникальности. Это можно выразить следующим тезисом:

Быть человеком - значит быть постоянно открытым запросам жизни, а жить - значит давать ответ на ее запросы.

Если человек хочет жить осмысленно, то он нуждает­ся в такой открытости, он должен позволять жизни «запрашивать себя». А далее человек должен выбрать одну из возможностей, представляющуюся ему лучшей, и сказать ей «да», поскольку она никогда уже не пов­торится.

Такой подход в наше время не очень популярен. Чаше считают, что жизнь состоит в том, чтобы успеть удовлетворить как можно больше потребностей, что только тот, кто имеет определенные требования к жиз­ни, получает что-то от нее. Однако когда человек попа­дает в эту опасную западню ожиданий с девизом:


«Жизнь должна мне», -то все очень легко может стать бессмысленным. Ибо пассивно ожидая, что жизнь од­нажды исполнит его желания, человек утрачивает ак­тивность и жизнерадостность, которые позволяют ему

находить смысл.

Экзистенциальный подход в корне противоположен, этому. Мы постигаем полный смысл жизни только бла­годаря радикальному повороту на 180° нашей позиции по отношению к жизни: не «жизнь должна удовлетво­рять мои запросы», а «я сам должен соответствовать ее запросам». Не наличие заранее данных ценностей дела­ет жизнь осмысленной. Главная предпосылка осмыслен­ной жизни возникает внутри человека: она заключается в его внутреннем отношении к жизни. И именно изме­нение внутреннего отношения к жизни часто позволяет нам увидеть совершенно иные ценности.

Следовательно, если с позиции психотерапевта, а не пастыря (такой подход тоже имеется), спрашивать, что является ключом к осмысленной жизни (и как обрести способность без страха встретить смерть), то исходной точкой и главной предпосылкой оказывается готовность быть открытым жизни, принимать запросы жизни. (Ее преобразование в практику можно описать с помощью простых обзорных вопросов, которые приведены в за­вершающем эту книгу «Руководстве для поиска смыс­ла». Эти вопросы соответствуют четырем ступеням «Метода постижения смысла» - tangle, 1988.)

Благодаря этому человек открыт всему, что есть и потенциально может быть в мире.

Человек также открыт ценностям - тому, что гово­рят его чувства о мире, о нем самом, о том, что он вос­принимает, проживает и делает.


 




ого, человек открыт для собственной созидательной энергии, которая конкретизируется в воле и находит окончательное выражение в следовании принятому решению. Эта творческая энергия позволяет изо дня в день задавать себе самые важные вопросы и отвечать на них.

Наконец, человек открыт будущему: тому, что может

произойти благодаря ему самому; что он должен или может сделать; кем он сам может стать; что может принести ему прекрасные переживания. Это означает открытость будущему, общему для всех нас, для тех людей, рядом с которыми человек живет и в судьбе которых он неизбежно участвует, а потому и должен уча­ствовать.

Это - экзистенциальный смысл. Существует этот смысл или нет- зависит от самого человека. Это та об­ласть, где человек творчески участвует в смысловой структуре бытия. Наше бытие становится по-настоящему полным, только если мы сами формируем его, привносим в него свою личную духовную энергию, при­нимаем его в свой внутренний мир и отдаем ему свои мысли и чувства, свою способность любить и страдать.

Только тогда мы живем, только тогда наша жизнь действительно наполнена смыслом.


Приложение*

Руководство для поиска смысла (обзорные вопросы)

Шаги, которые могут помочь, если смысл ситуа­ции для меня не ясен.

Шаг первый. Рассмотреть ситуацию, чтобы увидеть со­держащиеся в ней возможности. (Исходные вопросы.)

- Что представляет собой в настоящий момент моя жизнен­ная ситуация?

- О чем в ней идет речь?

- Что сейчас необходимо?

- Что требуется от меня?

- Что конкретно я могу сделать?

- Какие возможности у меня существуют?

- Есть ли в настоящем моменте что-то прекрасное, неповто­римое? (Ценности переживания.)

- Могу ли я создать что-то ценное или повлиять на то, чтобы
это возникло: выполнить работу, совершить поступок, со­
здать произведение? {Творческие ценности.)

- Каковы мои личные жизненные установки по отношению
к тем обстоятельствам, которые невозможно изменить?
(Ценности личных жизненных установок.)


Шаг второй. Эмоционально взвесить каждую из воз­можностей, чтобы почувствовать ее важность для моей жизни. (Вопросы об эмоциональной значимости.)

- Что я чувствую, когда думаю об этой возможности?

- Как я буду себя чувствовать, если я сделаю это?

Вопросы приведены в адаптации С. В. Кривцовой, В. Б. Шуме-


- Как я буду себя чувствовать, если я не сделаю этого?

- Как я буду себя чувствовать по прошествии некоторого

времени (через день, неделю, месяц...}, если я сделаю это? Как я буду себя чувствовать по прошествии некоторого времени (через день, неделю, месяц...), если я не сделаю этого?

Шаг третий. Выбрать наилучшую для меня в данных об­стоятельствах возможность. (Вопросы о свободе.)

Что по совести было бы правильно сделать в данной ситу­ации?

Как я буду относиться к себе, если не сделаю этого? (Кем я буду выглядеть в собственных глазах?)

- Действительно ли это мое собственное решение или меня нему кто-то или что-то принуждает?

Добровольно ли я делаю этот выбор? Могу ли я сказать: «Я сам хочу этого»?

Шаг четвертый. Продумать, как лучше всего воплотить мое решение, понять, что изменится в моей жизни (и в мире в целом), если это решение будет воплощено. (Вопросы об ответственности.)

Что может помешать мне реализовать эту возможность? –

Должен ли я это сделать сейчас?

Как, с помощью каких средств, каким способом я могу

сделать это наилучшим образом?

Будет ли этот способ действий соответствовать мне?

Зачем я, собственно, должен это сделать?

Ради чего (ради кого) я хочу это сделать?

Как это повлияет на мою жизнь и жизнь других людей?


Литература

Frankl V. Е. Pathologie des Zeitgeistes. Wien: Deuticke, 1955.

Frankl V. E, GrundriR der Existenzanalyse und Logotherapie In: Frank! V., von Gebsattel V., Schultz J. H. (Hsg.): Hand-buch der Neurosenlehre und Psychotherapie. Miinchen: Urban und Schwarzenberg, Band 3, S. 663-736, 1959. Wiederabdruck in: Frankl V.: Logotherapie und Existenz­analyse. Texte aus fiinf lahrzehnten. Munchen: Piper 1987, S. 57-184.

Frankl V, E. Der Wille zum Sinn. Ausgewahlte Vortrage tiber Logotherapie. Bern: Huber, 1978.

Frankl V. E. Die Sinnfrage in der Psycholherapie. Miinchen: Piper, 1931.

Frank! V. E. Arztliche Seelsorge. Wien: Deuticke, 10. Aufl. (Auch als Fischer-Taschenbuch erhaltlich.) 1982.

Frankl V. E. Theorie und Therapie der Neurosen. Miinchen: Reinhardt, UTB, 1983.

Frankl V. E. Der leidende Mensch. Anthropologische Crund-lagen der Psychotherapie. Bern: Huber, 1984.

Frankl V. E. Das Leiden am sinnlosen Leben. Psychotherapie fur heute. Freiburg: Herder-Taschenbuch, 1985.

Frank! V. E. Psychotherapie in der Praxis. Miinchen: Piper, 1986.

Langle A. (Hsg.). Wege zum Sinn. Logotherapie als Orientier-ungshilfe. Munchen: Piper, 1985.

Langle A. {Hsg.): Entscheidung zum 5ein. Logotherapie in der Praxis. Munchen: Piper, 1988.

Langle A. Viktor Frankl. Ein Portrat. Munchen: Piper, 1998.

Langle A- Sinnspuren. Dem Leben antworten. St. Polten: NP-Buchverlag, 2000.

Tagungsberichte der Gesellschaft fur Logotherapie und Existenz­analyse: Heft 1und 2. 1986.




Книги В. Франкла, изданные на русском языке

Человек в поисках смысла. Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.

Доктор и душа. Пер. с англ. СПб.: Ювента, 1997. основы логотерапии. Психотерапия и религия. Пер. с нем.

СПб.: Речь, 2000. Воля к смыслу. Пер. с англ. М.: Апрель-пресс-Эксмо-

пресс, 2000.

Психотерапия на практике. Пер. с нем. СПб.: Речь, 2001.

Теория и терапия неврозов: Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ. Пер. с нем. СПб.: Речь, 2001.

Работы А. Аэнгле, изданные на русском языке

Экзистенциальный анализ - найти согласие с жизнью// Моск. психотерапевтич. журн. 2001. № 1 (28). С. 5-23. (ное одиночество. Нарциссизм как антропологическо-экзистенциальный феномен // Моск. психо­терапевтич. журн. 2002. № 2 (33). С. 34-58. -it ли полагаться на свои чувства? // Педология. Новый век. 2002. № 3 (12). С. 5-12.


Оглавление

Б. С. Братусь Логотерапия как искусство быть..

Предисловие научного редактора............................,

Предисловие автора......................................................

1. Глава: Быть человеком - значит быть в пути.

2. Глава: Дороги, ведущие в никуда..........................

3. Глава: Дороги, ведущие к смыслу.........................

4. Глава: Смысл ~ компас в океане жизни..............

5. Глава: Как приходит успех...................................

 

6. Глава: Есть ли смысл в ответственности?..............

7. Глава: Бренность и смысл..........................................

Приложение: Руководство для поиска смысла.
Литература...................................................................


. 5

, 58

. 77

. 95


В 2004 голу издательство «Генезис» готовит к выпуску книги А. Аэнгле:

Психотерапия - научный метод или духовная практика • Чувства и ценности


 

 


 


       
   

 
Теория и пра

ика экзистенциального анализа

Альфрил Лэнгле

Жизнь, наполненная смыслом

Прикладная логотерапия

Перевод с немецкого

 

Директор издательства Е. А. Мухаматулина Главный редактор О. В. Сафуанова Корректор Т. Ю. Барышникова Дизайн обложки В. В. Каширин Верстка С. Л. Тарутин

Издательство «Генезис»

129366, Москва, ул. Ярославская, д. 21 тел./факс: 282-51-35 e-mail: [email protected] www.genesis.ru

Сдано в набор 20.10.2003. Подписано к печати 28.10.2003.; 108/32. Гарнитура «Оптима». Усл. печ. л. 6,72.

Тираж 3000 экз. Заказ 8959

печатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ППП «Типография «Наукам 121099, Москва, Шубинекий пер., 6

 


Российско-Австрийский

Date: 2015-06-06; view: 480; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию