Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Держава Асхменидов





Империя Ахеменидов - древнее государство VI - IV в. до н. э. в Азии, созданное персидской династией Ахеменидов, первая из персидских империй. Территория Персидской империи при Ахеменидах охватывала территории от Греции и Ливии до Индии. Гос-во было разделено на 20 военно-административных осатрапий, во главе которых стояли специальные сатрапы. Став в 558 г. до н.э. царем персов, Кир II в 553 г. выступил против Мидии и в 550 г. покорил ее, соединив тем самым в своих руках власть над обеими родственными ветвями древних иранцев. Вскоре энергичный Кир присоединил к своему государству Элам и, выступив против Лидии, разбил войска ее царя Креза, славившегося во всем древнем мире своими несметными богатствами. Подчинив почти всю Малую Азию, а затем и значительную часть Средней Азии, Кир выступил против Вавилона и в 538 г. захватил его. Намереваясь выступить против последнего из крупных соперников, Египта, Кир решил предварительно обезопасить среднеазиатские границы своей державы, но потерпел неудачу и погиб в сражении с массагетами в 530 г. Созданная Киром держава Ахеменидов за короткий срок стала крупнейшей в мире; ее границы простирались от средиземноморского побережья до среднеазиатских оазисов. Непокоренным оставался Египет, так что неудивительно, что именно против него двинул свои силы сын Кира Камбиз II Егип войска не сумели противостоять натиску этой армии: в 525 г. Египет был покорен, а Камбиз провозглашен его фараоном (27-я династия). Придя к власти, Дарий столкнулся с тяжелой ситуацией. Во всех концах империи вспыхивали восстания; одна за другой недавно присоединенные к Персии страны пытались добиться независимости. Опираясь на армию, молодой царь жесткой рукой подавил восстания и восстановил эффективную власть центра. Реформы Дария. В период расцвета державы Ахеменидов был достигнут высокий уровень развития ремесла, торговли, строительства. Ремесло и особенно транзитная торговля как, впрочем, и операции по закладу либо аренде нередко сосредоточивались в руках больших торговых домов частных собственников, в основном вавилонских. Рабов в империи было немного. Александр в 331 г. нанес сокрушительное поражение персам. Бежавший в Бактрию Дарий III был там убит местным сатрапом, а персидская империя Ахеменидов перестала существовать.

73. История иудеев. «Библия»

Приступая к краткому, по необходимости фрагментарному знакомству с Ветхим Заветом, мы должны отчетливо представлять себе, что Библия является не только одним из древнейших литературных памятников, но, главным образом, священным писанием сразу двух мировых религий, иудаистской и христианской. Возможно, именно это и сделало ее иной раз незамысловатые истории, подчас темные, труднопонимаемые тексты, столь живыми, популярными, неумирающими в веках. Так ли это, нам предстоит узнать в дальнейшем. Пока же оговоримся: рассматривая здесь Библию только как литературный памятник, не забудем все же о главном ее значении для человечества, а значит, и для культуры. Греческий термин "Библия" означает просто "книга", и книга эта - сборник совершенно различных произведений: исторических повествований, гимнов Богу, любовных песнопений, моралистическо-философских афоризмов и многого другого, с точки зрения неверующего, не всегда впрямую религиозного содержания. Библия как священное писание делится на две большие книги: Ветхий Завет и Новый Завет, т.е. соответственно на св. писание древних иудеев (исторический период - примерно со второго тысячелетия до н.э. до начала нашей эры) и св. писание христианства (с первых веков нашей эры). Ветхий Завет из поколения в поколение оставался священной книгой и не воспринимался как явление литературы до конца XVIII века, до знаменитых работ немецкого просветителя И. Гердера. Знакомясь с мифологией и литературой Междуречья, мы не раз упоминали о корневых связях этой культуры с древнеиудейскими книгами. Будем говорить об этом еще и еще, не забывая, однако, о главном отличии Библии не только от этой культуры, но и от всех остальных. Этим отличием является монотеизм, единобожие, центральный нерв еврейства вообще, определяющий его быт и дух, каждую строку Библии и все ее жанры, насколько таковые можно вычленить. Все здесь подчинено единому Богу, все к нему устремляется. Древнееврейский язык, кстати, не имел четких разграничений между поэзией и прозой (отчего библейские периоды и называются стихами), хотя разница в определенных местах книги в смысле большей или меньшей ритмизованности ощущается. Совершая путешествие по страницам Библии, мы не встретим уже привычного нам эпоса в узком понимании смысла этого термина. Ведь эпос - это общение героев с богами, достаточно взаимозависимое и часто почти на равных, что хорошо понятно хотя бы из истории такового общения Гильгамеша, эпос предполагает в таком общении богов видимых, осязаемых. Совсем не то библейский Яхве, Бог, от которого люди зависимы полностью. Это-то чувство полнейшей зависимости от высшей воли и не позволило древним евреям создать эпос и драму, ибо последняя также предполагает свободную волю самостоятельной личности, а здесь самостоятельной личностью со свободной волей может быть только Яхве. Но и - удивительная вещь! - именно здесь только и возможны по-настоящему такие явления, как богоискательство и богоборчество. Ни в месопотамской мифологии, ни в греко-римской, да ни в какой другой люди с богами не борются. Иногда соревнуются, иногда хитрят, соглашаются, но борьбы с богом ни в прямом, ни в переносном смысле эти мифологии не знают, тогда как древний иудей Иаков борется с Яхве в совершенно прямом смысле, врукопашную, а сколько примеров богоискательства и богоборчества можно найти в христианской культуре - и не перечислить. Достаточно будет назвать здесь только творчество знаменитого немецкого философа Фридриха Ницше или романы русского писателя Ф.М. Достоевского, чтобы лишний раз это подчеркнуть. Может быть, главной особенностью Библии, а следовательно и всей иудео-христианской культуры, является ее противоречивость, парадоксальность. Она заложена в самой основе монотеизма. Единый Бог - создатель человеческого племени и, значит, человеческой истории, но саму историю творит человек. Далее - иудеи - народ Яхве, любимое, избранное им племя. Но ведь тот же Яхве создал и всех остальных. А человеческая история, помимо культурного созидания, это еще и история войн, история борьбы за место под солнцем, которую иудеи проиграли. Отсюда и кротость, и воинственность, и национальная исключительность, и всечеловеческая природа этой культуры и этой книги. Итак, не создав эпоса, не имея драмы, куда устремляется творческая энергия писателей и мыслителей? В себя, вглубь и ввысь, что проявляется прежде всего в лирике и в пророчествах. Летопись же иудеев строится посредством диалогов их избранных представителей с Яхве. Многострадальное свое бытие, свою историю иудеи с удивительной силой и мощью отразили в Библии, точнее в ее первой книге, Ветхом Завете. Он представляет собой три больших цикла. Тора, или Пятикнижие, приписываемое знаменитому пророку и национальному герою Моисею. В Тору входят книги, называемые "Бытие", "Исход", "Левит", "Числа", "Второзаконие" и описывающие создание богом мира и древнейшую, кочевническую историю племени.

Книги Пророков (Иисуса Навина, Судей Израилевых, Самуила, Книги Царств), также представляющие собой произведения историко-хроникального типа, и собственно пророческие сочинения Исайи, Иеремии и др. Писание - собрание разножанровых текстов, куда входят гимны Богу, любовная лирика, афоризмы, философско-дидактические сочинения (книги Ездры, Есфири, Иова, Псалтирь, Притчи, Песнь Песней).Впрочем, это весьма условное деление. Хронологически вся Библия создавалась в период от XII в. до н.э. и до первых веков н.э. В этом разделе мы будем говорить только о некоторых книгах Ветхого Завета, с Новым же познакомимся значительно позже, после бесед об античной литературе, поскольку он в какой-то степени является не только завершением общекультурных усилий древнего человечества, но и основополагающей книгой для нового времени. Не говоря уже о том, что Новый Завет - священное писание христианства, религии, к которой принадлежит и русская культура.

Date: 2015-06-06; view: 579; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию