Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 10. Базовый подход к сопротивлению 179если сделать это сейчас, то можно спровоцировать бесполезную дискуссию или даже спор о том, действительно ли названное психотерапевтом, но совершенно неосознаваемое клиентом намерение является причиной конкретного блока. Эпизод 10.1 является иллюстрацией того, как может разворачиваться этот процесс. Эпизод 10.1 Клиентка — Бетти Стивене, психотерапевт — Карлтон Блэйн. К-21. Я позже обдумывала то, что сказала тебе о моем отце и о том, как он изменился, когда я прошла через пубертатный возраст. Я не знаю, является это моей фантазией или так оно и было на самом деле. П-21. Находясь в стороне от этого, как ты сейчас, трудно продвинуться куда бы то ни было. К-22. Да, я знаю. Но когда я пробую почувствовать, у меня все перемешивается в голове. П-22. У тебя все перемешалось сейчас? К-23. Ну, прямо сейчас нет, но почти. Подожди минуту (пауза). Хорошо, сейчас, когда я думаю об этом, я вспоминаю, какой он был добрый, когда я была младше, и я чувствую, что готова расплакаться, так я хочу, чтобы он оставался таким. П-23. Тогда он был таким хорошим по отношению к тебе. К-24. О да, но потом... Когда мне исполнилось двенадцать или тринадцать, ну, это стало чем-то другим. П-24. Тогда это стало меняться. К-25. Да, но я не могу больше ничего об этом вспомнить. Я имею в виду, что знаю, что это стало чем-то другим, но не могу вернуть эти чувства. (Пауза.) Да, когда я пробую сделать это сейчас, приходят только всякие мысли, и я смущаюсь. Это то, что случается всегда. П-25. Итак, снова твое смущение не дает тебе узнать, что тебе нужно знать. Эпизод 10.1 демонстрирует два момента, важных в работе с сопротивлением: клиент уже начинает осознавать (К-21) паттерн сопротивления — смущение, но психотерапевт не делает попытки объяснить его до тех пор, пока он не становится актуальным в конкретный момент (П-25 — разъясняющий ответ идет после того, как клиентка осознала переживание блокирования — К-25, но не тогда, когда она просто заговорила об этом — К-22). Разъяснение неслучайности По мере осознания клиентом своего паттерна сопротивления, имеет смысл разъяснять ему, что подобное поведение является не просто плохой речевой привычкой или мимолетной небрежностью, а мотивированным действием. Эпизод 10.1 (продолжение) К-26. Ну, меня не смущает цель, ты знаешь. Я ничего не могу с этим поделать. П-26. Это звучит, как будто я обвиняю тебя в том, что ты что-то делаешь не так. К-27. Да, то есть нет, я имею в виду, я знаю, что ты стараешься помочь мне, но я ничего не могу поделать с тем, что я смущаюсь. П-27. Тебе трудно заметить, что каким-то образом ты можешь бессознательно использовать свое смущение. К-28. Зачем бы мне это делать? П-28. Ладно, пусть это вопрос немного подождет. А теперь скажи мне, ты прямо сейчас испытываешь смущение? Раздел IV. Достижение большей глубины К-29. Сейчас нет. П-29. Сейчас мы, если можно так сказать, не внутри твоего переживания, а где-то снаружи и говорим о нем. К-30. Угу. Да, верно. П-30. Хорошо, теперь попробуй попасть снова внутрь. Ты можешь снова соприкоснуться с желанием быть любимой своим отцом, которое у тебя было, когда ты была маленькой? К-31. (Садится глубже в кресло, закрывает глаза и вздыхает. Молчит какое-то время. Затем снова вздыхает и открывает глаза, которые теперь затуманены.) Да, да, кажется, это чувство всегда там. Ты знаешь, я видела отца на Рождество, и теперь он выглядит таким старым, таким старым и таким слабым. От этого становится грустно. П-31 {мягко). Просто оставайся с этой грустью. К-32. Я спрашиваю себя, сколько еще раз для него наступит Рождество. С тех пор как умерла мама, у него, кажется, нет воли хотя бы попытаться что-то предпринять. Интересно, думает ли он, как нам быть, ему и мне. Я хочу, чтобы мы смогли говорить об этом. Я хочу... я хочу... Ох, я не знаю, чего я хочу. {Садится прямее.) Я не знаю, все опять перепуталось в голове. П-32. Когда все перепутывается — это еще одна форма твоего смущения. Как оно мешает тебе понять свои собственные чувства! К-33. Да, это оно мешает! Я никогда так об этом не думала. Но что я могу с этим сделать? Важно отметить, что перед тем как предложить интерпретацию сопротивления, психотерапевт снова удостоверился, что клиентка субъективно готова к этому. Если бы он высказал свое предположение в тот момент, когда клиентка первый раз задала вопрос (К-28), это могло оказаться не просто бесполезным, но и осложнило бы дальнейшую работу по осознанию эффекта сопротивления.
|